проблема в воспитании детей
Каждый взрослый, имеющий детей может на практике столкнуться со сложностями в отношениях и быту с детьми.
Проблема в воспитании детей для некоторых людей становится очень актуальной, если уже использованы все методы, а результат
так и остается отрицательным, пропасть в отношениях становится все более ужасающей и страдают и родители и ребенок.
Как быть в этой ситуации, если проблема в воспитании детей не дает покоя?
На данную статью меня побудило прочтение книги Людмилы Петрановской “Если с Ребенком трудно”, мне захотелось обобщить некоторые подходы,
методы общения, которые рекомендованы лучшими детскими психологами современности.
В нашем обществе сильны традиции властной заботы, когда родитель знает что лучше для его ребенка, каждый имеет свой собственный опыт, много мог читать о различных подходах. Что делают дети? Они грубят, ругаются, дерутся, не слушаются.
Если посмотреть на ситуацию со стороны и увидеть взрослого и его ребенка , то может сложиться несколько возможных сюжетов.
В одном сюжете будет уставший взрослый, который всем своим существом хочет чтобы у его ребенка все в жизни было хорошо. Он настолько сильно этого хочет что он в какой то момент перестает понимать, чего именно хочет его ребенок здесь и сейчас. И ему уже не важно что сейчас ребенок устал, ребенок может хотеть чего-то своего, но взрослый то знает что будет лучше для перспективы… В этот момент нарушается коммуникация между родителем и ребенком. В эти моменты родитель может говорить ребенку указания о том что “нельзя лениться” , “Нужно убираться в комнате”, “нужно получать хорошие оценки”. Послания с указаниями не несут для ребенка эмоционального заряда. Ведь часть информации дети получают от родителей невербально. То есть взгляд с укором или гневный выкрик, который по мнению взрослого должен ребенка подстегнуть, производит обратный эффект. Ребенок получает эмоциональное негативное подкрепление, которое закрепляется с необходимостью делать уроки. В дальнейшем это может проявиться у ребенка в сложных отношениях с учебой. Учеба у будущем может раздражать такого ребенка или даже бесить и будет непонятно почему. Но корень этой проблемы кроется в негативном подкреплении. Как же в итоге объяснить ребенку, чтобы он стал делать важные для него вещи?
Представьте, что ребенок это маленький взрослый.
У него есть свои интересы, обязанности, дела, отношения с близкими людьми которыми он дорожит. Так вот, эти отношения очень дороги для ребенка, ведь это его единственные важные в жизни люди. И вот представьте что эти люди начинают на него ругаться, давить, наказывать. Из обращений в сторону ребенка, ребенок получает помимо требования быть хорошим еще и невербальный сигнал в виде хмурых бровей, вздоха усталости, укора, обвинения. И он усваивается бессознательным.
Ребенок может не понимать что это было, но за определенный период ребенок усваивает что он плохой, что он не умеет много делать, а то что умеет всегда выходит плохо, что он обуза, что он головная боль своих родителей, все проблемы из за него…. список бесконечен.
Проблема в воспитании детей. Ну а как же объяснить ребенку, что от него требуется?
Вы при общении со взрослыми часто обращаетесь с просьбами, которые сопровождаете угрозой? Скорее всего нечасто или никогда.
Так и с ребенком будет полезным, если говорить ему о своих чувствах. Если просить его помочь помыть посуду, потому что у взрослого нет сил и это поможет потом вместе отдохнуть. Уборка в своей комнате может бесить родителей, но ребенок может не осознавать что чистота и порядок в его комнате волнуют родителей. Его комната это его границы и получается, что родители нарушают эти границы. Родителям важно понять, что ребенок это отдельный самостоятельный человек и он занимает свое пространство в доме. Однажды вы можете увидеть, что перед приходом друга или подруги комната ребенка резко преобразилась. Вдруг с пола исчезли все носки, одежда, на кровати появился плед, а игрушки стоят ровно и где нужно. Почему так? Видимо ребенок все же умеет наводить порядок и поддерживать его если необходимо. Бывает, что у ребенка большие нагрузки в школе, он растет, есть свои возрастные переживания и уборка это часто последнее, что он может хотеть делать.
Эффективная коммуникация с ребенком заключается в объяснении ему своих чувств и желаний.
Ну например по поводу уроков и учебы. Для каждого ребенка свой родитель подберет свои слова, но общий смысл сводится к следующему: взрослый объясняет, что будущее ребенка его очень волнует, и он переживает если ребенок не будет делать уроки, то он не сможет быть эффективным. Ребенок может не сразу принять то, что от него требуется, но он прислушается к вашим словам, поговорите с ним без давления как с равным взрослым.
В отношениях с детьми важно не забывать о границе между заботой и слепой любовью, которая может перерасти в зависимость и слияние, при котором внутренний мир ребенка перестанет развиваться. Под гнетом советов, в какой-то момент ребенок перестанет самостоятельно справляться с трудностями и будет ждать указаний, подсказок, а это не повысит его шансы в жизни на успех.
Продолжение статьи в процессе написания….)