Групповая терапия. В чем польза?Психология все больше проникает в нашу жизнь. Если раньше в обществе поход к психологу обозначал наличие большого числа проблем и невозможность справиться самому, то теперь если мы знаем что человек работает с психологом значит он не оставляет без внимания свои потребности и чувства. Часто мы игнорируем свои чувства в угоду комфорту, спокойствию или мы думаем, что наше решение логично и приведет к хорошим результатам.
В этой статье я хотел разобрать групповую терапию как инструмент помощи при различных запросах. А так же привести пример того, в чем может заключаться терапевтический эффект групповой терапии. Если мы посмотрим на человека в социуме , то увидим, что личность развивается на протяжении жизни в различных группах.
Сначала семья, затем школа, затем учебное заведение или институт, затем это может быть какой-то профессиональный коллектив. То есть человек узнает много нового в каких-то группах, эти группы созданы человеком для того, чтобы их участник мог решать какие-то задачи свойственные для данной группы. В семье ребенок или формирует определенную модель поведения, он наблюдает за родителями, за родственниками, он понимает как устроен мир, он исследует свой мир постепенно познавая его сложность. Мужчины и женщины создавая семью так же получают свой опыт и понимание того, что значит быть партнером, быть родителем, быть взрослым. Будучи ребенком человек получает свое представление о том как быть родителем наблюдая за другим человеком, однако свой собственный опыт часто отличается от того, который мы наблюдали в детстве, ведь меняются условия, время, действующие лица.
Семья как группа многое дает каждому участнику, с этим сложно поспорить, ведь опыт хороший или плохой, но оставляет отпечаток на всю жизнь. Семья с точки зрения малой группы призвана решать разные задачи одной из которых является подготовка детей к взрослой жизни. Я не случайно заостряю внимание на семье, так как это самая древняя группа и форма организации людей с целью выжить , сделать свою жизнь более комфортной, а так же решить основные жизненные задачи.
В современном мире школа как группа играет роль получения образования для детей, но кроме этого это - группа, где учащиеся набираются опыта и понимания о философии жизни, о правилах гласных и негласных. В школе имеются классы, в классах всегда образуются мини группы в которых ученики общаются, развиваются, наблюдают и познают мир. Вспомните сколько всего вы смогли узнать в школе, при том , что основной задачей являлось обучение, а не общение со сверстниками. В школе появлялись симпатии, друзья, любовь, враги, соперничество. Ребенок в школе не всегда мог разобраться с возникающими проблемами, ведь родители не всегда могли помочь, а если и могли, то не всегда узнавали или стыд и другие причины оставляли проблемы не решенными. Иногда я задумываюсь , а что если бы я мог вернуться в прошлое и объяснить самому себе некоторые истины.А как хорошо бы было иметь в юности такой уровень осознанности и знаний как сейчас, даже сложно себе представить как все могло бы сложиться.
Так вот групповая терапия это искусственно созданная группа, где участники собираются для решения определенных задач. На групповой терапии как и в малой группе формируется специальная атмосфера, которая способствует терапевтическому процессу. Вспоминая параллель с малой группой в школе, или семье, или профессиональном коллективе группа формируемая для терапевтического процесса так же имеет большое влияние на каждую личность которая является ее участником. Все группы которые я привел в качестве примера малой группы имеют свои цели и задачи. Успешность решения этих задач каждый может оценить исходя из своего личного опыта.Насколько семья смогла дать опору и уверенность в себе? Насколько семья удовлетворила базовые потребности всех своих членов? К сожалению, каждая семья разная и существует в разных условиях потому обобщать и все семьи ровнять под одну будет ошибочно. Но если семья была надежной, если она смогла решить главные задачи, например: научить ребенка ценить себя, свои чувства, если он получил любовь, принятие, поддержку, то ценность такой семьи бесспорна. Так вот и терапевтическая группа имеет основной целью решить определенные задачи, которые есть у ее участников. Задачи это по сути запросы которые есть у участников.
Примеры запросов для групповой терапии: - повышение самооценки,
- навыки решения конфликтов,
- работа с созависимыми моделями поведения,
- изменение своих жизненных сценариев,
- развитие дисциплины и осознанности,
- работа с тревогой страхами,
- другими неприятными состояниями.
Смог ли я дать ответ на тему статьи : «групповая терапия, в чем польза»?
Попробую подвести итог. Групповая терапия это группа людей, цель которых поделиться ценным опытом своей жизни, оказать поддержку, при этом в группе есть правила и ведущий. Ведущий или руководитель группы следит, чтобы все было безопасно и конструктивно. Ведущий относится непредвзято и его главная цель, чтобы каждый участник получил пользу от процесса. Поэтому могу резюмировать, что польза группы очевидна, когда участники имеют цели, группа смеет общую структуру работы, есть четкие правила и достаточная гибкость, чтобы процесс был эффективным и мог меняться в зависимости от потребностей участников.
Групповая терапия в зависимости от типа группы может иметь конкретные тематические направления работы, благодаря которым фокус внимания уделяется решению нужного вам запроса. В своей практике я внимательно формирую план работы группы, включаю в него необходимые и важные темы для участников, индивидуальные запросы каждого так же учитываю и с ними ведется работа на протяжении всех встреч группы.
Если вам интересно лично узнать, что такое групповая терапия в разных форматах, то приглашаю на групповую терапию. О наборе на очные или онлайн группы где я ведущий можно узнать на моем сайте. Так же есть группы для психологов с обучающей личной терапией и выдачей сертификатов от ОППЛ подтверждающих прохождение часов личной терапии.