Детская агрессия, плохое поведение в школе.

Данная статья будет интересна всем кто сталкивался с вызывающим поведением детей, школьников, подростков.
В наше время детская агрессия часто становится предметом широкого обсуждения.

В данной статье рассмотрены причины детской агрессии с позиции  научной работы немецкого психиатра Карл Хайнц Бриш
“Теория нарушений привязанности”, он описал и расширил теорию Джона Боулби (1907-1990).

Согласно Боулби Мать и младенец составляют саморегулирующуюся систему. Привязанность между матерью и ребенком понимается как часть комплексной системы отношений.

Система привязанности представляет собой  первичную, генетически закрепленную мотивационную систему, которая активируется между младенцем и первичным значимым лицом. Младенец ищет близости с матерью, когда испытывает чувство опасности, тревогу , страх. Он надеется что близость к матери даст ему уверенность, чувство безопасности.  При этом ребенок всегда сигнализирует когда ему требуется внимание для удовлетворения потребностей в близости, защите.

“Чуткое поведение” значимого взрослого состоит в том, чтобы воспринять сигналы ребенка  ( например его плач), правильно их понять и подобающим образом удовлетворить ( например поиск близости, телесного контакта).  Младенец чаще формирует надежную привязанность к тому значимому лицу которое, заботясь о нем , чутко удовлетворяет его потребности.

Если в ходе взаимодействия со значимым лицом эти потребности  совсем не удовлетворяются или удовлетворяются в недостаточной мере,  или непостоянно, например с непредсказуемой периодичностью, то формируется ненадежная привязанность. В течение первого года жизни  у ребенка формируется рабочая модель поведения. Ребенок приходит к выводу : когда я попадаю в опасность и плачу, то значимый взрослый  ( как надежная гавань) дает безопасное пространство и удовлетворяет потребности.  Такая рабочая модель по мере развития развивается и становится частью психической структуры, способствуя психической стабильности.

Опыты исследований показывают, что ранний опыт общения младенцев женского пола со своими матерями в последствии оказывает большое влияние  на их заботливое поведение с собственными детьми. Выявлен действующий психологический механизм, отвечающий за межпоколенческую передачу заботливого поведения и чуткости от матери к дочке.
Таким образом детская агрессия является продуктом нарушений взаимодействий в семейной системе.

Классификация типов привязанности ребенка.

Дети с надежной привязанностью.

Дети с ненадежной привязанностью и избегающим поведением.

Дети с ненадежной-амбивалентной привязанностью.

Дети с ненадежной-дезорганизованной привязанностью (которые не попадают ни в одну из вышеуказанных групп).

Травма и дезорганизация.  Испытав пренебрежение, жестокое обращение , насилие, дети проявляют дезорганизованные формы поведения.

Кратко осветив основные типы привязанности нужно заметить , что агрессивное поведение в детской и подростковой среде является проявлением ненадежных типов привязанности.   Смыслом агрессии является обращение внимания на себя в конкурентной среде.

Детская агрессия Пример.

Детская агрессия

Ученик в перешел в новую школу, где  регулярно начал нарушать дисциплину, срывая уроки демонстрируя некультурное поведение. Поднимались вопросы о исключении ученика из школы. Учитель в качестве наказания оставляла его после уроков, где он становился послушным и сотрудничающим.  В какой то момент учитель заметила эту зависимость и испугалась, что это будет продолжаться всегда.  Подключили психолога.   Дома ситуация была стабильной, спокойной, но внимания мальчику не уделяли достаточно. Родители обвиняли в поведении ребенка Учительницу, потому что она, по их словам  не проявляет четкости и организованности и не способна настоять на своем.  Можно предположить что у мальчика вполне надежная привязанность к родителям , в связи с чем он ведет себя тихо дома , ранее в предыдущей школе у него тоже была сформированная привязанности к группе.  Однако в новой школе класс большой , учительница не справляется с новым классом и плохо налаживает отношения с новыми детьми. Агрессивным поведением он свою ярость и разочарование в том, что  его потребность в привязанности остается незамеченной.  Таким путем он немедленно получает эмоциональное внимание, и сочувствие.  Однако в перспективе такое поведение, приводит к тому что учительница  скорее отдаляется от него , так что возникает порочный круг.

В школе учительница становилась для мальчика значимым лицом и он испытывая страх потери значимого лица в  конкурентной среде сверстников  пытался выделяться некультурными проявлениями и это работало, его оставляли после уроков и он получал свое  внимание.  Учителю были пояснены мотивы поведения ребенка  и он сменил тактику. Т.к. нарушение привязанности носит не системный характер, то терапия  применяется с формированием стабильных отношений между ребенком и значимым лицом. В результате учительнице было рекомендовано  назначить для ребенка регулярные занятия после уроков  вне зависимости от того проказничал он или нет. Ребенок стал меньше и меньше проявлять нарушение порядка, при стабильном режиме взаимодействия со значимым лицом.  В итоге через 3 недели   ребенок перестал демонстрировать агрессию и нарушение порядка, научился проявлять и строить отношения  при помощи других способов взаимодействия и сотрудничества.  Основным механизмом в данной ситуации стало формирование стабильных отношений между значимым лицом и ребенком, мальчику важно было почувствовать системность, стабильность, постоянство, что и было обеспечено дополнительными занятиями в заданное время.  В обычной практике аспект нарушения привязанности не рассматривается и ребенка который нарушает порядок или проявляет агрессию чаще всего либо ругают,  наказывают, либо исключают за рамки процесса.

более подробно можно изучить детали теории в книге.
теория нарушений привязанности

Знание основ теории нарушений  привязанности помогает взглянуть на множество терапевтических случаев более корректно и  достигнуть значительных успехов в терапии.

Другие статьи из данного блога психолога

Санкт-Петербург, Ленинский проспект д.151
+7 921 358-54-30
info@психолог.su