Детская агрессия, плохое поведение в школе.
Данная статья будет интересна всем кто сталкивался с вызывающим поведением детей, школьников, подростков.
В наше время детская агрессия часто становится предметом широкого обсуждения.
В данной статье рассмотрены причины детской агрессии с позиции научной работы немецкого психиатра Карл Хайнц Бриш
“Теория нарушений привязанности”, он описал и расширил теорию Джона Боулби (1907-1990).
Согласно Боулби Мать и младенец составляют саморегулирующуюся систему. Привязанность между матерью и ребенком понимается как часть комплексной системы отношений.
Система привязанности представляет собой первичную, генетически закрепленную мотивационную систему, которая активируется между младенцем и первичным значимым лицом. Младенец ищет близости с матерью, когда испытывает чувство опасности, тревогу , страх. Он надеется что близость к матери даст ему уверенность, чувство безопасности. При этом ребенок всегда сигнализирует когда ему требуется внимание для удовлетворения потребностей в близости, защите.
“Чуткое поведение” значимого взрослого состоит в том, чтобы воспринять сигналы ребенка ( например его плач), правильно их понять и подобающим образом удовлетворить ( например поиск близости, телесного контакта). Младенец чаще формирует надежную привязанность к тому значимому лицу которое, заботясь о нем , чутко удовлетворяет его потребности.
Если в ходе взаимодействия со значимым лицом эти потребности совсем не удовлетворяются или удовлетворяются в недостаточной мере, или непостоянно, например с непредсказуемой периодичностью, то формируется ненадежная привязанность. В течение первого года жизни у ребенка формируется рабочая модель поведения. Ребенок приходит к выводу : когда я попадаю в опасность и плачу, то значимый взрослый ( как надежная гавань) дает безопасное пространство и удовлетворяет потребности. Такая рабочая модель по мере развития развивается и становится частью психической структуры, способствуя психической стабильности.
Опыты исследований показывают, что ранний опыт общения младенцев женского пола со своими матерями в последствии оказывает большое влияние на их заботливое поведение с собственными детьми. Выявлен действующий психологический механизм, отвечающий за межпоколенческую передачу заботливого поведения и чуткости от матери к дочке.
Таким образом детская агрессия является продуктом нарушений взаимодействий в семейной системе.
Классификация типов привязанности ребенка.
Дети с надежной привязанностью.
Дети с ненадежной привязанностью и избегающим поведением.
Дети с ненадежной-амбивалентной привязанностью.
Дети с ненадежной-дезорганизованной привязанностью (которые не попадают ни в одну из вышеуказанных групп).
Травма и дезорганизация. Испытав пренебрежение, жестокое обращение , насилие, дети проявляют дезорганизованные формы поведения.
Кратко осветив основные типы привязанности нужно заметить , что агрессивное поведение в детской и подростковой среде является проявлением ненадежных типов привязанности. Смыслом агрессии является обращение внимания на себя в конкурентной среде.
Детская агрессия Пример.
Ученик в перешел в новую школу, где регулярно начал нарушать дисциплину, срывая уроки демонстрируя некультурное поведение. Поднимались вопросы о исключении ученика из школы. Учитель в качестве наказания оставляла его после уроков, где он становился послушным и сотрудничающим. В какой то момент учитель заметила эту зависимость и испугалась, что это будет продолжаться всегда. Подключили психолога. Дома ситуация была стабильной, спокойной, но внимания мальчику не уделяли достаточно. Родители обвиняли в поведении ребенка Учительницу, потому что она, по их словам не проявляет четкости и организованности и не способна настоять на своем. Можно предположить что у мальчика вполне надежная привязанность к родителям , в связи с чем он ведет себя тихо дома , ранее в предыдущей школе у него тоже была сформированная привязанности к группе. Однако в новой школе класс большой , учительница не справляется с новым классом и плохо налаживает отношения с новыми детьми. Агрессивным поведением он свою ярость и разочарование в том, что его потребность в привязанности остается незамеченной. Таким путем он немедленно получает эмоциональное внимание, и сочувствие. Однако в перспективе такое поведение, приводит к тому что учительница скорее отдаляется от него , так что возникает порочный круг.
В школе учительница становилась для мальчика значимым лицом и он испытывая страх потери значимого лица в конкурентной среде сверстников пытался выделяться некультурными проявлениями и это работало, его оставляли после уроков и он получал свое внимание. Учителю были пояснены мотивы поведения ребенка и он сменил тактику. Т.к. нарушение привязанности носит не системный характер, то терапия применяется с формированием стабильных отношений между ребенком и значимым лицом. В результате учительнице было рекомендовано назначить для ребенка регулярные занятия после уроков вне зависимости от того проказничал он или нет. Ребенок стал меньше и меньше проявлять нарушение порядка, при стабильном режиме взаимодействия со значимым лицом. В итоге через 3 недели ребенок перестал демонстрировать агрессию и нарушение порядка, научился проявлять и строить отношения при помощи других способов взаимодействия и сотрудничества. Основным механизмом в данной ситуации стало формирование стабильных отношений между значимым лицом и ребенком, мальчику важно было почувствовать системность, стабильность, постоянство, что и было обеспечено дополнительными занятиями в заданное время. В обычной практике аспект нарушения привязанности не рассматривается и ребенка который нарушает порядок или проявляет агрессию чаще всего либо ругают, наказывают, либо исключают за рамки процесса.
более подробно можно изучить детали теории в книге.
Знание основ теории нарушений привязанности помогает взглянуть на множество терапевтических случаев более корректно и достигнуть значительных успехов в терапии.