Работа с чувствами

Стыд. Как психологу работать со стыдом.

Стыд мощно воздействует на человека, он заставляет спрятаться подальше, хочется исчезнуть. В данной статье вы найдете инструменты для практической работы со стыдом от представителей психоаналитической школы, юнгианского направления и Российских ученых.
Тема стыда присутствует в жизни каждого из нас с малых лет, примерно с трех лет ребенок начинает различать это чувство и проявлять реакцию. Стыд как эмоция свойственна человеку, она формирует границы дозволенного, но эти границы должны быть гибкими, чтобы человек добился самореализации. Стыд ускоряет адаптацию человека к социальным нормам и обеспечивает его независимость. Стыд позволяет человеку в некоторых ситуациях преодолеть страх. По данным исследователей чувство стыда заложено у нас природой, но стыдимся мы того, что заложено в нас при воспитании и через культурные нормы. Поэтому то, что в одних странах малых группах или семьях является нормой, в других может казаться дикостью.
Стыд это реакция на оценку себя глазами других. Основным переживанием при стыде будет смущение. Я нашел в научной литературе много определений того что называется стыдом. Еще Аристотель и Платон описывали стыд как страх дурной молвы. Аристотель отметил, что никто не стыдится младенцев и животных. Стыд, который мы ощущаем в присутствии других людей соизмеряется с чувством уважения, которое мы имеем к их мнению. Стыд охраняет внутреннее священное пространство и показывает, что можно показывать, а что нельзя. Общество устанавливает границы решает, что прилично, а что требует ограничений. Чувство стыда охраняет определенные договорные границы, которые человек нарушает с риском социальных санкций и личного разоблачения.
Как проявляется стыд?
Физической реакцией на стыд может быть покраснение лица, учащается пульс, могут быть перебои дыхания, специфические ощущения в животе.
Иногда люди с трудом могут различить стыд и вину и смешивают эти два чувства, но они имеют отличия. Стыд это эмоция переживания в публичном поле из-за осуждения за проступок. Вина это более личный опыт возникающий от мук совести.
Стыд это интенсивное переживание с ощущением беспомощности, обнаженности, считается, что стыд более мощно стимулирует депрессию чем вина.
Отличие вины от стыда наблюдается так же в реакциях на эти чувства. Реакция на стыд – уход от контактов. Реакция на вину – стремление исправить положение, выйти из него с честью. Стыд словно затуманивает рассудок, а вина стимулирует мыслительные процессы связанные с осознанием провинности и перебором возможностей для исправления ситуации.
Различия вины и стыда мы обозначили, теперь давайте перечислим основные в причины стыда:
  • Человек стыдится несоответствия собственным моральным нормам, ориентирам, установленным в обществе;
  • Человек стыдится раскрытия своего внутреннего мира перед другими, когда он не готов или не желает этого.
  • Стыд похож на механизм, который защищает нашу интимность, он словно возводит стену между человеком и «чужими»;
  • человек может стыдиться не за себя, а за другого;
  • стыд испытывают когда не могут соответствовать стандартам установленным в обществе.
Как психологу работать со стыдом.
Есть множество факторов из-за которых обостряется чувство стыда и у каждого человека это будет свой набор факторов. За стыдом часто стоит страх, страх быть разоблаченным, страх быть изгнанным. При стыде наш мозг работает как у древнего человека – примитивно, что объясняет снижение в моменте возможности здраво мыслить, неуклюжесть, грубость. Чувство стыда может появляться как ситуативно, так может и закрепляться как фоновое состояние, которое серьезно отравляет жизнь человека.
Далее рассмотрим концепцию психотерапевтической работы со стыдом, которая условно состоит из семи разделов. Что делать психологу, если он собирается работать со стыдом у клиента?
  • Во-первых, пояснить функции стыда и его назначение. Обозначить, что стыд в норме вполне естественное чувство, а если баланс нарушается, то чувство мешает развиваться.
  • Во-вторых, нужно понизить порог стыда, сделать этот порог более гибким. Переоценить действующие у человека убеждения по поводу стыдных ситуаций. Убеждений может быть много и о работе с ними у меня будет отдельное видео.
  • Третьим этапом работы является работа по уменьшению напряжения между фантазией о том каким я хочу быть и восприятием себя реального. То есть это работа по вытаскиванию «отравленных» мыслей, искаженных ценностей и по принятию своих подавленных чувств. Работа с чувствами и тут является важной, так как через них можно научиться доверять своему внутреннему миру.
  • Четвертый этап при работе со стыдом это понять, кто стоит за чувством стыда. Стыд мы всегда ощущаем в присутствии других людей. Важно понять кто этот человек который внушил нам стыд и вернуть ему эти чувства стыда. Для этого есть разные способы в разных модальностях.
  • Пятый этап. Важно разобраться кто установил этот стандарт, по которому я меряю свое достоинство или его отсутствие. Такие стандарты обычно являются следствием отношений в детстве со значимыми взрослыми. Внутренний осуждающий авторитет соответствует усвоенной системе родительских ценностей. Задача для психолога заключается в пересмотре оценивающего авторитета.
  • Шестой этап. Проанализировать коллективные нормы действующие на человека и поставить их под сомнение. Возможно, есть какое-то деструктивное убеждение, которое строит вокруг человека защитную стену. Человек всю жизнь стремится избегать повторения этого ужасного чувства.
  • Седьмой этап. Стыд подрывает самоуважение у человека. Самоуважение закладывается в детстве и зависит от эмпатической заботы и подтверждения полученных от значимых взрослых. Следовательно выстраивание терапевтических отношений, доверие, принятие и безоценочность в работе являются теми инструментами которые взращивают в клиенте самоуважение и нормализуют чувство стыда.

Список использованной литературы:
1. Ильин В.П. «Психология совести. Вина, стыд, раскаяние»
2. Санд Илсе «Чувство стыда»
3. Марио Якоби «Стыд и истоки самоуважения»
4. Жан Мари Рабин «лекции о стыде»
Made on
Tilda