Работа с чувствами. Эмоциональный интеллект

Чувство обиды. Психологические методы работы с обидой

Статья об определении обиды, ее функциях в нашей жизни, механизмах того как она работает. Я приведу обзор нескольких техник, методик того, как самому или с помощью психолога работать с обидой.
С обидой сталкивается каждый человек, а психологам приходится с этим чувством еще и работать. В связи с этим я решил провести некоторый обзор литературы и научных статей по результатам которого хочу описать ответы на интересующие меня вопросы:
1) определение и понимание чувства обиды.
2) описать способы самопомощи , если хочется избавиться от обиды.
3) привести обзор техник и методов для психологов которым нужно помочь клиенту избавиться от обиды.

1. Определение обиды.
Как отмечает С.А. Малахова, в современном русском языке сохранилось два значения лексемы обида: «чувство, эмоция» и «поступок, вызвавший эмоцию».[1]

Е.П. Ильин в фундаментальном труде «Эмоции и чувства» относит обиду к классу «фрустрационных эмоций» и определяет ее как «эмоциональную реакцию на несправедливое отношение к себе … когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают». [2]

О.А. Апуневич функционально определяет обиду как «негативное переживание, сигнализирующее о нарушении социального контакта», одновременно являясь «позитивным регулятором», который стимулирует человека на восстановление этого нарушенного контакта [3, с. 44], как «отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость» [3]
2. Как самому справиться с обидой.
Анализируя определения обиды становится ясно, что есть два направления работы.
Первое направление это работа с чувствами возникшими в результате нанесенного оскорбления и последовавших за этим чувств и эмоций. Это направление я и раскрою в данной статье. Второе направление относится в к внутренней философии личности, оно связано интеграцией определенных ценностей, в чем-то имеет опору на религиозные ценности. Но я не буду касаться этого в данной статье.
Обида вызывает неприятные чувства, чтобы эти чувства остановить нужно чтобы наступило прощение. Для незначительных обид прощение наступает автоматически по прошествии некоторого времени. При мало значимой обиде изменение чувства обиды зависит от осознанного принятия решения о прощении и эмоциональной разрядке. Способность прощать связана с эмоциональным интеллектом и со способностью управлять своими эмоциями. Раскаяние обидчика обычно способствует ускорению прощения, но если прощение осуществляется без раскаяния обидчика, то эффект прощения наблюдается слабый или обида может вернуться.

  1. Малахова С.А. Концепт «обида» в английском языке (лексикографический аспект) / С.А. Мала-хова. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогичес-кого университета. – 2012. – № 6 (70). – С. 80–83.
  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. –Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 752 с. – Текст : непосредственный.
  3. Апуневич О.А. Коррекция обиды и обидчивости в подростковом возрасте / О.А. Апуневич // Психо-логическая коррекция как фактор обеспечения безопасности развития личности. – Череповец:
Made on
Tilda